Участившиеся в последнее время обзоры 3D очков в которых на первый взгляд создавалось впечатление что надев оные вы погрузитесь в некий сказочный мир который поразит вас глубиной восприятия, ощущением реализма происходящего на экране и все это с минимумом затрат. В действительности почти все так и оказалось, за исключением некоторых довольно неприятных моментов. Справедливости ради хотелось бы заметить, что в некоторых обзорах эти самые моменты упоминались, но внимание на них не акцентировалось.
Целью написания данной статьи было показать возможность использования стереоочков на первой попавшейся TNT плате и желание поделится впечатлениями от их использования.
Все это планировалось подключить к компьютеру в следующей конфигурации: процессор - Intel Celeron 450A :), 128МБ PC100 памяти, видеокарта - Diamond Viper 550, еще всякие платы, и 19" монитор Hitachi CM751.
Инсталляция "железа" проста и понятна - плата привинчивается вместо свободной заглушки, если конечно оная у вас есть, если же нет, то можете привинтить ее в любое удобное для вас место, лишь бы был доступ к разъемам, к которым подключаются собственно стереоочки, монитор и через специальный кабель видеокарта.
Инсталляция драйверов заняла намного больше времени. Поскольку в комплекте с очками идет компакт-диск с драйверам к ASUS V3400 версии 2.17 пришлось "переделать" Viper550 в ASUS3400, эта операция была проведена путем прошивки соответствующего BIOSа, и в дальнейшем никаких отрицательных последствий от этого не наблюдалось. Поддержка стереоочков в данной версии драйверов находится в зачаточном состоянии - нет оперативного OSD ("поверхэкранного") меню чтобы можно было настаивать параметры стереоизображения изнутри программ, а также используется чересстрочный режим дающих плохое качество изображения. После обновления на последнюю бета-версию V3800 2.25b, появилась поддержка OSD и режим чередования кадров, однако попытка изменить параметры стереоизображения при запущенном Need for Speed привели к зависанию оной.
Учитывая недостатки стереодрайверов ASUS, были поставлены, как и планировалось с самого начала, драйверы от Elsa Revelator.
Первые впечатления были сугубо отрицательные. Перед тем как их описывать хотелось бы заметить что восприятие стереоизображения сугубо субъективно и его можно сравнить с восприятием объемного звука через наушники - кто-то чувствует, кто-то вообще ничего не замечает, кому-то нравится, кому-то не очень.
И так, что было плохо: самый основной недостаток, возможно связанный с именно моим экземпляром очков и типом монитора - стекла очков недостаточно хорошо перекрывают изображение, в результате если закрыть один глаз, то другой видит не только предназначенное для него изображение, но и "чужое", хотя оно и намного менее яркое чем основное, данных эффект наиболее сильно заметен когда яркое "чужое" изображение попадает на темный фон, это сильно мешает глазам сфокусироваться, и получается что часть объектов на экране объемная а часть просто двоится или троится.
Второй недостаток - проблема адаптации к стереоизображению, у меня она заняла довольно много времени. Тестовая картинка здесь помогала мало, скорее только мешала - я очень долго пытался ликвидировать эффект описанный в предыдущем абзаце и в результате мое внимание только на этом и акцентировалось вместо того чтобы пытаться увидеть что-то объемное. Для профилактики я некоторое время поиграл с включенным стереорежимом в Need for Speed c маленькой шириной стереоэффекта, и в результате где-то через 15 минут разглядывая со всех сторон свой разбитый автомобиль я наконец-то увидел то что требовалось, эффект конечно потрясающий, но об этом позже. Через неделю регулярного использования я полностью адаптировался к восприятию иизображения таким образом и больше проблем с "настройкой" не возникало.
По поводу головных болей от мерцания - а я ничего не почувствовал :), хотя и не рекомендуют пользоваться очками больше часа. Поскольку я довольно сильно чувствителен к частоте вертикальной развертки - меньше чем 85Гц меня раздражает, я ожидал что 75Гц мигания очков мне не понравится, однако ничего не заметил, возможно это из-за того что очки мигают по очереди и опять же не полностью перекрывают изображение. Основная нагрузка на глаза и мозг у меня была в момент "настройки" на стереоизображение, когда пытаешься добиться чтобы изображение не двоилось и увидеть глубину, при этом глаза как бы плывут и сильно устают. Еще хотелось бы добавить, что после опыта использования очков иногда глаза как бы сами начинают искать стереоизображение там где его нет, например просто при работе за компьютером, также при просмотре телевизора начинаешь ждать чего-то большего :)
Самое неприятные ощущения возникают при небольших притормаживания компьютера в результате которых видеокарта может пропустить кадр для одного глаза или даже временно поменять местами изображение для левого и правого глаза. При этом ощущается какбы удар по глазам, стереоэффект временно пропадает что отрицательно сказывается на игровом процессе.
Наибольших эффект от стереоизображения наблюдался в игре Need for Speed: High Stacks. При ее разработке явно учитывалась возможность применения стереоочков, становится объемным все - заставка, меню, модели автомобилей и естественно сам игровой процесс. Лучше всего объем чуствуется при езде в городе и по ущельям.
В Unreal играть в стереорежиме было практически невозможно.
Не смотря на то что получение стереоизображения сопровождается некоторыми трудностями как программного так и физиологического плана, получаемый эффект того стоит, и по крайней мере попробовать я бы рекомендовал всем. При этом пробовать надо не пять минут, за это время скорее всего вы ничего не увидите а хотя бы час.
Последние исправления: 24.10.1999