Дипломная работа

Искусство помощника

План

Декларация о намерениях

 

Помощники: знакомство

 

Первые шаги. Основные обязанности

 

                         Ищем свое место

 

                         Возможности самовыражения

 

Ученик чародея. Отношения с воспитателем как предмет сознательной работы

 

                             Отношения с детьми: еще не воспитатель.

 

                             Расширяем круг обязанностей.

 

Когда помощнику становится тесно.

 

Педагогическая коллегия

 

И что дальше?

 

 

Новый человек приходит работать в сад помощником педагога. Так получается почти всегда. Не только потому, что помощники сменяют друг друга (то есть именно здесь возникают вакансии), а ведущий воспитатель – лицо группы – остается, но и потому, что для человека, не знакомого с тонкостями работы жизни именно этого сада и с его потребностями,  не показавшего себя в работе, эта должность – первый способ быть полезным группе. Но нас нельзя считать техническим персоналом, работа помощника воспитателя в вальдорфском саду предъявляет с самого начала много требований в том числе и к личным качествам человека и предоставляет ему богатство возможностей учиться, проявлять творчество, работать над собой. О разных сторонах нашей работы, о ее серых буднях, взлетных моментах, подводных камнях я и собираюсь рассказать. При этом я опираюсь на собственный опыт и наблюдения за работой моих коллег, которых мне сейчас хочется кратко представить.

- Лена А. – наш опытнейший помощник: работает в саду пятый год. А прежде несколько лет работала в школе, в государственной, затем в вальдорфской. Единственный во всем саду педагог по образованию, по натуре - художник. Человек творческий, мягкий, покладистый, смиренный
- Лена В. – водила 3 года в сад старшую дочь, с младшей пришла сама и работала год. Встроилась в четкий ритм жизни Светиной группы и стала его надежным носителем. Ее манера выполнять свою работу четко, быстро, несуетно, незаметно – достойный, хотя и недостижимый образец.
- Зинира – пришла в сад, вдохновленная просеминаром. Детей любит нежно и деятельно, готова открывать для себя все новые области деятельности – учиться и тут же делать. Хороший, не дающий воспитателю уснуть помощник, заботливая няня, любит примерить и воспитательские обязанности. Ее уход из сада в частные няни – настоящая потеря для нас.
- Кетевана – работала у нас помощником в течение полугода (уже имея опыт в другом саду), затем перешла на более самостоятельную работу – стала воспитателем второй половины дня, а потом и школьным учителем.
- Катя Р. – проходила практику в саду, 3 недели обеспечивая полный порядок, развивая бурную деятельность в течение полного рабочего дня и находя общий язык с детьми. Сейчас самостоятельный педагог, также работает няней в семьях.
- Ирина М. – закончила семинар, вела домашнюю группу, пришла на помощь в трудные в кадровом отношении времена и прочно обосновалась. Берется за любую работу, мастерски управляется с тысячей мелочей, из которых складывается быт группы. Готова поделиться своим немалым багажом знаний из области педагогики, медицины, биодинамики, православной традиции с любым желающим слушать. Только семейные заботы, требующие много энергии и времени, не позволяют ей принять воспитательские обязанности.
- Лена М. – учитель ИЗО, вальдорфский учитель, привела в сад сына и на следующий год начала работать сама – в другой группе.
- Наташа П. – бывшая ученица Лены М., «просто помощник», обязательная, спокойная и надежная. Работала у нас всего полгода, потом уехала в родной город.

Мое знакомство с детским садом происходило сначала с родительской точки зрения

При первом же знакомстве меня приятно удивила атмосфера сада, стиль общения воспитателей с детьми, с родителями, между собой. Кроме того, имея проблему в общении с ребенком, я справедливо полагала, что у людей, которые это умеют – и воспитателей вальдорфского сада в первую очередь!  - можно подсмотреть, «считать», научиться многому в этом отношении. Вопросы, которые возникли из наблюдения за работой воспитателей в этом саду, и чувство восхищения их искусством заставляли искать возможностей поближе познакомиться с их работой, присмотреться поподробнее, может быть, чему-то научиться – как для собственного развития, так и для практической задачи общения с собственными детьми. Поэтому  я с радостью откликалась на любую возможность войти внутрь, в чем-то поучаствовать. В наш первый год в саду это были предъярмарочная мастерская по скалочной кукле и вязанию зверюшек и рождественский спектакль, а весной – приглашение помогать вести студию, интенсивное обучение технике – как двигаться и держать круг в райгене, как управлять куклами в спектакле и т.д.-  и первые робкие попытки делать это самой. На второй год я вела одну из студий самостоятельно. На третий год в сад пошел мой меньшой, и я сама была принята помощником во вновь возникшую вторую группу. В тот год сад начал свое отдельное от школы существование, так что ему требовались дополнительные рабочие руки, также и мои небольшие компьютерные навыки и желание разбираться в бумажных делах нашли свое применение. Одновременно я начала учебу на дошкольном семинаре. Сейчас на исходе мой пятый год в саду и третий год работы в группе.

Новый человек приходит в сад. Может быть, знакомые рассказывали о саде или о вальдорфской педагогике столько хорошего и удивительного, что ему (ей, конечно) захотелось посмотреть и попробовать (так пришли к нам Наташа, Зинира). Или уже знающий и опытный человек находит у нас новое место работы (Лена А, Лена М, Кетевана, Катя, Ирина). Или часто это мама ребенка, посещающего сад – она уже знакома с нашими ритмами, стилем общения с детьми, теперь она готова включиться в эту жизнь, деятельно помогать (я, Лена В, опять же Лена М). В любом случае, к нам не приходят люди с улицы – единственная опытная воспитательница из прогимназии, которая пришла к нам знакомиться, надолго насмешила нас комическим ужасом и своими вопросами. Так что не нужно объяснять новенькому, чем мы в целом здесь занимаемся, зато придется познакомить его с непосредственными обязанностями.

Ритм дня глазами помощника.

Наше первое дело – приготовить все для завтрака.  Мы относим кастрюли и чайники на школьную кухню, получаем там еду, на садовской кухне раскладываем кашу на 2 группы, делим масло, какао (или завариваем чай), режем хлеб и относим все по группам. Все это должно быть готово к 9-00, когда официально начинает работать сад (реально дети могут приходить раньше, где-то в полдевятого).
Завтрак у нас на моей памяти проводился разными способами и в разное время, от чего зависели и другие изменения ритма. В Светиной группе он был в начале дня, после приветствия – то есть ее помощники должны были успеть все накрыть к этому времени, приготовить бутерброды. В нашей группе в прошлом году помощник (с утра – единственный, второй приходит к 11 ч.) кормил детей завтраком по мере их прихода, в то время как воспитатель начинает рабочий стол. Порой завтрак затягивался, если кто-то пришел только в 9-30 или ел очень медленно. За таким завтраком есть возможность спокойно поговорить с детьми, послушать их новости. Сейчас мы завтракаем в 10-30 (после свободной игры), соответственно можно не очень торопиться с яблоками и бутербродами, зато можно успеть сделать какие-то другие дела (от рабочего стола до раскроя фартуков или мытья полов в спальне).

Около 10-15 – 10-30 происходит уборка после игры: мы собираем в кружок столы, накрываем для завтрака и помогаем убираться. Те времена, когда уборка группы после игры полностью лежала на помощниках (нас тогда было двое), миновали, и теперь помощник – лишь один из участников. 

Затем следует райген – мы в любом случае в нем участвуем, в качестве ведущего или среди детей. Если не я веду райген, по-хорошему мне следует не только быть примерным участником игры, но и привлекать убегающих и приструнять балующихся. Мне это трудно, потому что трудно это совмещать и нет уверенности, что участие в игре – обязанность ребенка... Крайне не рекомендуется продолжать хозяйственные дела, что-то приносить, убирать во время райгена, чтобы не разрушать общий процесс, не отвлекать внимание.

За завтраком я, как и воспитатель, отвечаю за порядок за столом. В частности, моя обязанность – раздавать бутерброды тем, кто съел кашу, и делать это тихо и упорядоченно – значит улучшать общую атмосферу трапезы. За едой происходит множество разных событий, на которые важно реагировать быстро и спокойно: кто-то что-то разливает, кто-то громко требует добавки или передать пряности, кто-то может убегать из-за стола, проситься в туалет, а кто-то – только в это время прийти в сад…

Около 11 ч. Мы начинаем собираться на прогулку. В норме в это время уже пришел второй помощник и встречает детей в раздевалке. Нужны особые усилия, чтобы дети оделись в маленьком помещении достаточно быстро и комфортно. В это время важно проследить за очередью в туалет (здесь должен стоять «разводящий», который не позволит детям веселиться, хлопать дверьми, мешать или «помогать» друг другу), дать возможность одеться воспитателю, который ведет их гулять, и не поддаться на требования отдельных детей «одень меня!», а помогать только по мере необходимости, когда человек сам не справляется с отдельными частями одежды. Отдельная задача – извлечь из группы тех, кто не хочет никуда идти, а бегает кругами или забивается под стол. Это – их игра, им тоже надо уделить время и внимание, иначе не избежать обид или «лежачих забастовок».

До 12 ч. мы преобразуем пространство к обеду. Расставить стулья в спальне в кружок для сказки со «столиком»-пнем в центре, приготовить гостинчик, свечку и т.д. (это если я не показываю сказку – тогда, соответственно, поставить на место стол и привести персонажей в исходное положение). Придвинуть к столу скамейки (теперь уже трудно поверить, что когда-то не было шестиугольника столов со скамейками на постоянном месте, и перед обедом в ряд составлялись все столы и столики из разных концов группы, а к ним нужно было стулья приносить из спальни...).  Накрыть на стол – постелить салфетки, поставить чашки, тарелки. Может быть, нарезать чеснок или лук. Приготовить для некоторых ребят лекарства «за 30 минут до еды» - это легко забыть, тут нужна тренировка памяти и внимания. При определенной сноровке все это успевает проделать один человек, а когда нас двое – мы уже имеем свободу выбора: можно успеть что-то еще по хозяйству.


12 ч. или немного раньше: время идти за обедом в школу. Для этого обычно требуются 3 пары рабочих рук (иногда 4, или – если нас сегодня почему-то мало – столько раз сбегать) и запас ловкости и юмора, чтобы с двумя кастрюлями в руках открывать домофоны...


Желательно до возвращения детей с прогулки не только принести обед (чтобы не мешать им на лестнице), но разлить и разнести по группам (чтобы не мешать им в раздевалке). На практике это удается не всегда, зато позже разложенный обед меньше остывает.


12-10. Приходят дети! Большую часть года это означает загрузку сушилки – ну и конечно долгое подробное раздевание с попутными ссорами за свободный стул, дружескими потасовками, поиском запасных колгот подходящего размера и зачастую цвета и т.п. Когда разделось достаточно много детей, их пускают в группу – «ручки мыть, а потом компотик пить»: теперь одна из нас помогает оставшимся в раздевалке на просторе не спеша раздеться, помириться и т.д., а вторая скорее всего нырнет в гущу моющих руки, плещущихся, моющих головы себе и друг другу, чтобы уменьшить разрушения и избежать жертв (некоторые плохо переносят тесноту и становятся агрессивными или слишком бурно веселятся), или будет раздавать лекарства и следить за пьющими компот и занимающими места за столом. В хорошем варианте, если появляются свободные руки, успеваешь затеять игру-ожидание: важно, чтобы она оказалась увлекательнее беготни по кругу или рассказывания анекдотов. Если это удается, воспитателю к сказке достанется более цивилизованное общество...

Сказка. Слушаем (порой и рассказываем). В любом случае – обязательно следить, как ты сидишь, держишь руки и так далее, потому что, задумавшись, можно дать повод для подражания, переходящего в баловство. Если детей не совсем мало, одна из нас разливает суп по тарелкам, пока мы слушаем сказку: так меньше суеты при раздаче, но нет возможности регулировать размер порции (обычно не помнишь, где кто сидит), и суп приходится заранее подогревать, чтобы он не совсем остыл, пока ждет нас.

Обед. После общего благословения трапезы я с песенкой, которую редко слышно даже мне за общим оживленным шумом, раздаю ложки и хлеб, а потом уже второе пора накладывать. Если мне охота съесть свой суп, надо поторопиться – но обычно я успеваю. Вот, помнится, как-то успевала еще и сказку про поведение за столом рассказать – может, это в пост было? Второе раздавать – сплошное удовольствие: во-первых, все-таки удается поддерживать хоть какой-то порядок, приглашая (взглядом! То есть без лишнего шума) тех, кто поднимает руку, во-вторых, с каждым подошедшим перекинешься парой слов на тему «Чего желаете? Угощайтесь, пожалуйста».

Обед окончен, теперь опять нужно развести всех раньше, чем они начнут шалить: одних – чистить зубы (здесь хозяйничает Лена) и потом без остановок в спальню, других к маме в раздевалку, третьих, за которыми еще не пришли – усадить за стол рисовать (тут Наташа заправляет), а мне достается самое спокойное – напомнить принести свои тарелки, унести на кухню кастрюли и мыть посуду. Тот, кто не пробовал доли воспитателя, который после обеда должен детей отправлять в спальню и укладывать спать, не оценит, какой это подарок судьбы – право повернуться спиной ко всем проблемам и просто спокойно мыть посуду.

Дальше мы должны помыть полы в группе, туалеты и раковины, перемыть кастрюли и привести в порядок общую садовскую кухню. Ребята, чья мама должна прийти но задерживается, любят помогать – они могут полоскать посуду, мыть полы.

 

Другие обязанности не привязаны к ритму – время для них выбирается между или после дел, имеющих четкие временные рамки.

- нашей прямой обязанностью является поддержание чистоты и порядка в саду.

Принятый у нас минимум работ (см. ритм дня) сильно отличается от требований к гигиене в дошкольном учреждении (см. «Санитарные нормы и правила»), так что каждый раз решение принимается с учетом свободного времени (в прогулку можно не успеть пропылесосить, но нельзя не принести еду), наличия других срочных дел (подготовка воска для лепки или дня рождения требуют дополнительного времени), сил и состояния здоровья, собственных представлений о чистоте. Здесь уже мы можем видеть разницу работы «за совесть» и «за страх» - после замечания воспитателя и особенно инспектора СЭС. Вообще мы сомневаемся в своей способности обеспечить соблюдение всех правил – это тяжело нам не только физически (как ни стыдно это признавать, памятуя о поколениях предков, стиравших белье в проруби и вообще в одиночку справлявшихся с хозяйством), но и морально – нам нельзя поддаться отупляющему действию монотонной физической работы, нас ждут великие дела.

- помощник может вести рабочий стол или хозяйственные работы с детьми.

Обычные дела для помощника вместе с детьми - резать фрукты на перекус, протирать пыль, мыть посуду, гладить белье (не только салфетки и полотенца, но и постели). Мы готовим воск для лепки (потому что именно у помощника найдется время не только проследить за подогревающимся воском, но и промять каждый комочек для улучшения консистенции), следим за печеньем в духовке. Мы можем участвовать в рабочем столе, руководимом воспитателем, особенно когда дело становится общим или многим требуется помощь взрослого, – печь, готовить елочные украшения, фонарики. Иногда помощнику доверяют вести свой рабочий стол: например, рисовать с детьми, мастерить подвижные картинки сподручнее Лене, которая любит и умеет рисовать

еще мы все-таки с самого начала общаемся с детьми. Обслуживаем их, помогая в выполнении всяких гигиенических процедур (что требует определенной деликатности), сморкании носов, завязывании шнурков и ленточек в нарядах, ... Разнимаем драки и утешаем обиженных, ушибленных, поцарапанных, а также мажем их зеленкой и заклеиваем пластырем, при необходимости вызываем врача или маму… На помощника ложится исполнение тех вещей, которые воспитателя отвлекали бы от «держания» группы в целом, проведения общих дел, рассеивали бы его внимание.

 

- Любой из нас, кто оказался рядом с телефоном (и помощник не реже воспитателя) отвечает на звонки, в том числе рассказывает про садик новым родителям


- Обычно кто-то один из помощников берет на себя обязанность следить за наличием расходных материалов (бумага для рисования, салфетки, моющие средства и т.д.) и пополнять их запасы у завхоза, но на деле этим время от времени занимается каждая из нас.

- Кроме регулярных работ, которые не так трудно освоить, но иногда нелегко запомнить и правильно упорядочить, постоянно возникают разовые поручения самого разного свойства – от хозяйственных мелочей до написания объявлений и ремонта игрушек, о которых тоже нужно своевременно вспомнить

Я взял тебя курносую
Хромую, безволосую
И
целый год в порядок приводил

Автор песенки неизвестен

Поскольку помощник с первого дня принимается за работу, воспитателю приходится уделять некоторое количество сил, времени, внимания тому, чтобы включить его в жизнь группы. Если помощников двое – более опытный во многом берет эту задачу на себя, но все равно проходит какое-то время, прежде чем входящий в ритм помощник перестанет забывать положить спички к свечке или половник к супу (и хорошо, коли вообще когда-нибудь перестанет). В то время как у помощника формируются групповые привычки, он осваивает основы своей работы (и позже, когда наше умение помогать оттачивается в ежедневных пробах и ошибках), воспитатель проявляет терпение и такт, сохраняя здоровый душевный климат в группе и развивая у помощника чувства уважения, благодарности и привязанности.

Большим подарком для помощника бывает, когда у воспитателя хватает времени, терпения и желания объяснять, что и почему он делает с детьми, отвечать на вопросы и порой даже выслушивать замечания и предложения. В таких разговорах уточняется и развивается наша настройка друг на друга, наше желание понимать друг друга и наших детей – необходимые основы совместной работы в группе. Но жизнь вносит свои коррективы, и порой живительный источник общения вне группы надолго  иссякает, оставляя нас наедине с вопросами, которых может становиться все больше день ото дня.

Допустимая степень понимания: я хочу понимать, что и почему делается, но нужно блюсти меру (времени, сил). Если понимания нет, и нет возможности разузнать – подчиняемся без рассуждения или не вмешиваемся. В любом случае можно найти урок для себя.

Пример. К кругу скамеек перед райгеном полагается стул для тарелок с гостинчиком. Часто я забываю его поставить, бегу за ним в последний момент. На этот раз я про него вспомнила и гордо несу на место. Воспитатель: - Зачем ты сюда этот стул притащила?

Можно начать объяснять, оправдываться, но это некрасиво и неэффективно. Возможность обидеться вообще не обсуждается – это непрофессионально, ты же не знаешь что имелось в виду. Можно спокойно об этом спросить. А можно стул убрать и поставить тогда, когда необходимость в нем будет очевидна – причем лучше раньше, чем воспитатель будет вынужден сделать тебе замечание за его отсутствие. В каждой такой простой ситуации мы имеем много вариантов поведения, и выбор – наша ежедневная практика.

Помощника обычно не воспринимают как воспитателя, но в крайнем случае он может быть использован как запасной вариант замены отсутствующего воспитателя.

Пример. Наташа ушла на 4 дня на учебу, в группе остались мы с Леной А. Обе – не педагоги, а помощницы: Лена – человек более опытный в садовских делах, ближе знает детей и их индивидуальные особенности, а я благодаря студии считаюсь способной вести райген, сказку. Критические для нас моменты – когда нужно действовать волей (которой у нас не хватает), применять суггестию (заставлять ли, уговаривать...): например, уборка, укладывание спать. И вот мы ведем уборку группы: мы привыкли сами быстро убираться, пока Наташа детей уговаривает, а теперь они нас одолевают: разоряют быстрее, чем мы успеваем положить на место. Начинаю какие-то строгости типа «ты сидишь на скамейке, чтобы не мешать тем, кто дело делает», не будучи до конца уверена в правильности метода, и вдруг слышу, как в другом конце группы Лена подхватывает мои слова и мой тон (обычно ей самой не слишком свойственные). В этой группе хоть для одного человека имеет значение, что я говорю! Здесь незаметно для всех и даже для себя, совершенно естественно, по помощнической интуиции, Лена делает меня авторитетом, тем, кого «мы слушаемся».

Вообще ту неделю мы прожили, все время чувствуя, как нам (и детям, и взрослым) не хватает Наташи – и по-человечески, и как воспитателя и руководителя, как ответственного. В частности, это проявлялось в постоянных ссылках на ее авторитет: «когда тетя Наташа вернется, она расстроится, что у нас такой непорядок». В это время у нас родилась Птичка, которая была связана в спальне во время отчаянных попыток уложить и усыпить всех детей и которая помогала нам проверять порядок после уборки – именно она стала заменой Наташи, а не мы...

Через некоторое время (очень разное у разных людей: от нескольких дней у более расторопных и внимательных - до года) у помощника откладывается в памяти круг его обязанностей, порядок и приоритетность их выполнения. В этот момент уже может показаться (и что особенно важно – самому работнику!), что обязанности наши рутинные, во многом механические. Тут важно помнить некоторые вещи:

Во-первых и в главных – все это должно быть сделано;

Во-вторых, систематически хорошо делать нужные, хотя, возможно, неинтересные вещи – полезно для  формирования нашего характера, проработки темперамента и т.п. А для молодой хозяйки такая работа – просто хорошая школа аккуратного ведения дома, приема гостей;
В-третьих, никто не говорит, что мы должны ограничиться обслуживающим трудом: на самом деле возможностей для творчества, применения своих самых разных способностей в саду, жизнь которого бесконечно богата и разнообразна, хватает на всех. По крайней мере, это так в нашем саду – я знаю пример, где помощник был должен ограничиться только хозяйственными делами. Например, даже  совсем неопытный человек после нескольких репетиций способен участвовать в показе сказки. Для художников (которые почему-то среди помощников попадаются часто) тоже много работы: объявления, стенды, рождественские календари, открытки и картины для оформления группы (по эпохам) и других помещений… Мне нравится следить за хранением документов, печатать и систематизировать рабочие материалы по эпохам. Еще помощник может вести записи наблюдений за ребенком (к сожалению, это никто из нас не делает систематически) и фотосъемку детей (фотографии нужны для выставок и архива и очень радуют родителей, а свой человек фотоаппаратом детей не беспокоит).


Самые разные таланты обнаруживаются у всех нас при подготовке и проведении ярмарок, где детский сад представляет традиционный кукольный спектакль, рукоделия (которые должны быть выполнены мастерски, чтобы быть конкурентоспособными ) и организует кафе.


Отдельная история – «индивидуальная работа», когда кому-то из детей требуется повышенное внимание и более тщательный присмотр. Самый простой случай: «я веду игру, а ты посмотри, чтобы новенький малыш не плакал». Но иногда складываются долговременные особые отношения с каким-то ребенком, это возможно только для помощника, а не для воспитателя, ответственного за ведение всей группы, которому нужно относиться более-менее ровно ко всем.

Например, у нас три года была Анечка А., которая своим поведением держала в напряжении всю группу. Она была истеричная девочка, не переносила вторжения в свое пространство (того, кто подошел слишком близко, сразу начинала сильно бить ногами), не переносила соперничества (не ее выбрали в игре – истерика с криком и дракой).  Анечка единственный ребенок, и маму ей обычно удается уговорить на исполнение ее капризов путем плача и шантажа. Посещала ясли в раннем возрасте (1 -1,5 г.), где спокойно занималась игрушками и не реагировала на окружающее, оттуда забрала с собой медвежонка Лизу, к которой очень привязана, считает своей сестрой,  везде носит с собой, общается только с ней. Кажется, она боится расти, хочет вести себя как маленькая – и в то же время порой демонстрирует взрослую рассудительность, даже цинизм. Нам постоянно приходилось следить за Аней, охранять от ее нападений других детей. Несмотря на всю непривлекательность ее поведения, я чувствовала некоторое его сходство с моей собственной демонстративностью, поэтому между нами с Аней возникла взаимная симпатия. Я то оттаскивала ее от избиваемых детей, то выводила из истерики, и при этом из этой личной симпатии и чувства родства могла с ней с пониманием, доходчиво поговорить, применяя весь свой психологический багаж, но еще и обращаясь к ней всей собой. Помню, как она впервые заметила, что другому человеку (которого она ударила) больно, какое для нее это было потрясение – ведь истерика это состояние полностью без ответственности за свои действия (и одновременно с оглядкой на реакцию окружающих). Как мгновенно прекратила колотить ногами и кричать «не хочу расти, хочу всегда быть двухлетней малышкой!», когда я спокойно (и совершенно искренне, в этом секрет) ответила «а мне хотелось бы учиться в десятом классе 91 школы» - для нее очень важно было вступать в разумные, доверительные отношения, учиться замечать другого – и мы с ней учились этому вместе…

А вот терпеливо и любовно отвечать каждое утро Игорьку, что «эти ягодки не едят, потому что это бусы, они из камешков» легче Лене, которая благодаря какому-то ее собственному родству с его порхающей в мире фантазии душой лучше чувствует (сочувствует) и понимает его…

 Вообще личный разговор по душам – именно для нас, у воспитателя с его рабочими столами и райгенами нет такой возможности, а ведь детям часто нужно понимающее индивидуальное внимание, чтобы его выслушали. Именно наедине ребенок может проговорить и какие-то свои страхи, например навеянные образами кино, и тем ослабить их влияние, для этого может найтись минутка за приготовлением перекуса или даже во время уборки…

Помощник должен быть мастером внимательного и последовательного выполнения тысячи мелочей, из которых складывается быт группы, в терпеливого и внимательного обслуживании детей, понимания воспитателя с полуслова, с полувзгляда (и постоянном совершенствовании, оттачивании этой способности), быть расторопным исполнителем.

У нас с ней общие дети, общее хозяйство – как же мне ее не любить?

Помощник о воспитателе в частной беседе


И ближе некуда – а все же мы чужие,
Как тени бродим: ты - в себе, а я – в тебе,
И словно тень, ты из ладоней ускользаешь.
Из замешательства, сомнений, проб, ошибок
Я верю, что родится верный тон.
Все будет хорошо – чуть позже.
Надеюсь. Жду. Ищу.


Отношения между помощником и воспитателем должны быть предметом пристального внимания и при необходимости сознательной работы. Конечно, мы как минимум стараемся не портить с воспитателем отношения: тут уж получается ни себе, ни детям. Вообще психологический климат в коллективе (именно во взрослом, хотя и в группе с детьми тоже) во многом зависит от нас, помощников. Именно мы, занятые более рутинной, механической работой, имеем каплю досуга, чтобы подумать не только о текущих делах, что-то проговорить между собой, снять напряжение шуткой или каким-то другим способом, и одновременно мы так зависимы от душевного состояния воспитателей (немного меньше, чем дети), что чувствуем необходимость заботиться о его стабильности. Каждая из нас переживает это по-своему в силу особенностей мировоззрения, характера, темперамента. Вообще от помощников часто слышишь формулу «наверное, так надо», помогающую принимать, не понимая.

Напряженность, нестабильность в отношениях может возникать не только в случаях, когда помощник начинает спорить с воспитателем, особенно при детях, требовать внимания к своему мнению (как говорится, хуже дурака – только дурак с инициативой). Свои соображения, как может проходить без лишних конфликтов этап, когда помощник набирается опыта и окаянства иметь свое мнение, я изложу чуть позже, а пока, хочу обрисовать еще несколько вариантов проблемных ситуаций.

Бывает, что человек теряет качество присутствия, много думает о своих делах, погружается в собственные переживания, забывает «оставить все свое в раздевалке». Плохо, когда помощник начинает пренебрегать своими обязанностями, забывает или не успевает что-то сделать,  не может сосредоточиться на сохранении атмосферы в группе, будучи увлечен чем-то посторонним или занят своими проблемами – в таком случае воспитатель должен послужить «будильником», возвращая нас к реальности, возможно и жестким замечанием. В конце концов, что еще делать с человеком, который моет посуду, распевая арии из «Норд-Оста» или объявляет недельную голодовку и уходит в себя, подавая детям нездоровый пример. Труднее, когда личные проблемы, причем достаточно серьезные, одолевают воспитателя, тогда нам надо постараться не отнимать его силы, позволить ему сосредоточиться только на детях, чтобы хотя бы на них хватало внимания и тепла.

Но и теплые отношения, дружеская привязанность или восхищение старшим коллегой и его искусством, естественное для начинающего, могут оборачиваться искушениями, ловушками. Пока вы просто рады друг друга видеть, можете о многом поговорить, поддержать друг друга  словом и делом, проявить заботу – такие отношения не только не мешают, но создают здоровую атмосферу к группе, в тепле и согласии хорошо себя чувствуют и дети, и взрослые. Но вдруг можно заметить, как на благодатной почве взаимной любви и заботы проклевываются ростки детско-родительских отношений вроде бы взрослых людей, а за ними - их неприглядные следствия. Может быть, ты подобно ребенку отдаешься непосредственному подражанию, вплоть до телесного уровня подстраиваясь под «своего» воспитателя; может быть, слишком зависишь от оценки старшего, начинаешь болезненно переживать критику и замечания по делу; может быть, тебе хочется иметь более близкие отношения (и они становятся важнее выполнения своей работы), стягивать на себя внимание; может быть, ты чувствуешь ревность… В любом случае, эти симптомы говорят о том, что воспитателю навязывается роль «родителя», тогда как помощник позволяет себе быть «ребенком» (соблазн тем больше, что воспитатель - мастер обращения с детьми, мастер родительской роли). Попытка вырваться из детской зависимости может обернуться формализмом («ты начальник – я дурак», «вот мои обязанности согласно должностной инструкции») или вылиться в «подростковый бунт», когда младший начинает критиковать, высказываться непочтительно, демонстрирует неповиновение. Важно почувствовать отличие этого настроения от здоровой критики и попытки разумно перераспределить обязанности, осознать, что это такая же ошибочная позиция (ты все равно здесь ведешь себя как ребенок, пусть подросший и непослушный, а это незаконно) и со всей серьезностью поработать над возвращением себя во взрослое, ответственное состояние. Собственная самостоятельность и ответственность необходимы, при этом мы можем и должны, с одной стороны,  соблюдать субординацию, с другой – тонко чувствовать друг друга, находить и поддерживать эмоциональный резонанс, быть в общем потоке эмоционального общения с детьми.

Отношения помощника с детьми тоже могут быть достаточно неоднозначными и требовать от него сознательной работы над собой.

В группе с детьми одновременно находятся несколько взрослых, и дети тонко чувствуют разницу в их положении (их ролей). После того как при ребенке тебя несколько раз поправят, или отменят твое решение/разрешение, или сделают тебе замечание, он перестает тебя воспринимать как воспитателя (человека, имеющего право решать, распоряжаться). Мне в свой первый рабочий год часто случалось, например,  задать ребенку какой-нибудь простой и невинный вопрос («Тебе не жарко в такой кофточке?») и получить ответ - от подоспевшего воспитателя... Такие ситуации формируют у ребенка образ помощника как человека, с которым не стоит разговаривать, чьи слова ничего не стоят (видимо, раз возникла необходимость вмешательства, это так и было, и наши слова почему-либо были неуместны и мешали процессу). Помощник же выбирает стиль поведения в соответствии с личными возможностями, задачами и понятиями о потребностях группы (все это со временем меняется!). Например, когда дети обращаются с собой грубо или пренебрежительно, это может быть полезно нам (от гордости), но вредно им самим. К сожалению, тут мы руководствуемся в основном только своей интуицией, которая может подводить.

Помощник в группе может принимать на себя разные социальные роли, или исполнять разные функции, в зависимости от своих способностей и особенностей характера, от требования ситуации (опять же, если есть возможность ей соответствовать). Одна из ролей – «английский дворецкий», идеальный слуга, который всегда безукоризненно точно по качеству и по времени выполняет поручения своего господина, не забывает ни одной мелочи и при этом сам незаметен (как Лена В.). Другая – «второй воспитатель», когда хозяйственные обязанности выполняются параллельно с активным участием в педагогическом процессе; вариант требует определенных отношений помощника с воспитателем – доверие с одной стороны, активность, заинтересованность и основательность, прочность, ощущение багажа, «я это могу» - с другой (З.И., И.М.). А есть, например, роль «старшей сестры»: «Тетя Маша убиралась, ей гостинчик дадим, а Тася плохо убиралась – ей не дадим...» - здесь помощник трактуется как один из детей, но поскольку он все-таки старается (в отличие от других детей) соответствовать требованиям воспитателя, то принимает на себя образ «хорошей девочки», которой можно и нужно подражать. Польза: можно быть действительно хорошим образцом, в том числе в тонких ситуациях (смирение, такт, умения и навыки). Ловушка: «сейчас тетя Наташа нас накажет», товарищество с детьми не должно перейти в подпольные настроения вроде «против кого дружите».

Для помощника естественно и важно наблюдать, сопереживать, принимать от воспитателя с благодарностью уроки любви к детям, терпения, педагогического профессионализма. Ему необходимо быть внимательным, наблюдательным, по возможности сохранять осознанность и качество присутствия, относиться к любой ситуации как к уроку, поводу для новой работы над собой.

***

А время идет, и круг наших обязанностей постепенно – порой почти незаметно – расширяется. На второй год работы мне уже доверили вести райген, живопись, время от времени показывать восковые сказки, кукольные спектакли, или в некоторые недели сказку рассказывать. Чтобы взять на себя какое-то дело, порой достаточно просто сказать об этом – а ведь часто человек долго переживает про себя, решая вопрос не с реальными людьми, а с собственными внутренними комплексами вроде «где уж нам, корявым», «они меня не ценят», а «а вдруг она обидится, если я вместо нее сделаю» и любыми другими на личный вкус. Это касается и меняющихся постепенно отношений с коллегами. Любая недоговоренность, порой мелкая и несущественная, может надолго осложнить отношения с воспитателем, ослабить доверие. Может быть, простое замечание по делу, которое воспитатель не высказал сразу («Меня не устраивает, когда так делают!» - честно и понятно), например побоялся тебя обидеть, становится его затаенной обидой, скрытым недовольством – и выясниться это может через долгое время. Бывает, что и помощник оставляет про себя какие-то вопросы, критические замечания, столкнувшись пару раз с неадекватной реакцией на них – например, той же обидой. Тем более что с опытом работы замечаний, желания попробовать что-то делать по-другому становится больше. Здесь каждый из нас должен решать, как быть. Человек, которому рамки его подчиненной роли исполнителя становятся тесны, ищет выхода своей энергии, способы реализации возникающего эмоционального напряжения. Именно в это время возрастает роль хобби, внешнего по отношению к саду общения. В саду же надежную поддержку добрым словом и главное – здоровым юмором - могут оказать друг другу сами помощники, «малая педколлегия», благо нас всегда несколько и отношения между нами всегда открытые, доверительные.

На этом этапе мы по-прежнему остаемся для детей «воспитателем второго сорта», и остаемся с ними «за старшего» только в крайних случаях. Впрочем, при хорошей поддержке такой опыт может оказаться не только познавательным, но и приятным.

Пример. Тетя Жанна, работающая во второй половине дня, болеет. После обеда ко мне подходит Тая (4 г.):
- А нас спать ты будешь укладывать или тетя Наташа?
- Тетя Наташа.
- Тогда надо идти

Пример. Я веду райген, Тая отлынивает от участия, Наташа старается ее заставить, Тая начинает кричать и сопротивляться, это продолжается в течение всей игры. Здесь мне непонятно, как быть помощником в такой ситуации: я веду игру и занята качественной передачей образа, способного увлечь детей (действует не на всех, кто-то остается вне моего процесса и затевает свои дела), а Наташа осуществляет педагогический процесс,  получается, что мы друг другу противоречим, и что тогда будет помощью – «гнуть свою линию» или как-то подстраиваться.

Пример. Эта история произошла в рудное время - четверг Страстной недели. Мы сели в кружок перед райгеном, готовились получать перекус. Я сидела «во главе», на воспитательском месте, потому что мне предстояло вести райген и мне уже было передано управление, а Жанна – среди детей. Игорек капризничал, не хотел садиться в кружок, и Жанна сказала ему обычно безобидную присказку «Ах ты Игорь-безобразник, не возьмем тебя на праздник». В следующий момент дети принялись радостно скандировать это хором, тыча пальцами в Игоря: картина массовой травли была весьма неприглядная. Игорь сгибается под их давлением, съеживается, начинает хныкать. Я расстроилась про себя, решила бороться со злом серьезно (В прошлый раз в подобной ситуации я с ходу патетично рассказала сказку про то, как заклевали маленького жалкого воробышка, так что даже хищная ворона его пожалела, но сегодня мне хочется чего-то более сильного и определенного). Пытаюсь их урезонить – не слишком слышат. Говорю: «тогда мы все идем в туалет и одеваться» - А гостинчик? А играть? – мрачно заявляю, что угощать и играть с людьми, которые так поступают, я отказываюсь: немного притихли, растерялись, но как быть не знают, только «одеваться сейчас не пойдем». Время идет, внимание собирается на мне: что дальше-то делать? Мне тоже не хочется оставлять ситуацию ни без разрешения, ни с наказанием в конце (тем более что наказание бессмысленно, общее наказание дошло бы в классе, но не в саду с 3-5-летками). В наступающей наконец тишине решительно требую: «Мне хочется, чтобы все, кто это пел, попросили у Игоря прощения». Дети с облегчением один за другим произносят «Прости меня, Игорек», напряжение спадает, Игорь распрямляется и радостно всех прощает: «Правда, хорошо, что вы со мной теперь дружите!». И тут Жанна последней говорит: «И меня прости, Игорь, я тоже это пела».  Для меня опыт этой ситуации ценен во многих отношениях. Здесь мы видим спонтанное проживание детьми в группе того, «что на свете деется», мирового настроения (пост, покаяние). Для данной же работы важно обратить внимание на поведение Жанны, которая подстроилась, влилась в имеющуюся ситуацию, сумела гармонично по своей воле и из своих сил повести себя в заданном русле, не пытаясь ломать процесс, брать на себя управление им

Пример. Воспитатели в каникулы уехали на учебу, в саду работает объединенная из двух «дежурная группа», где я – в роли основного педагога на территории Светиной группы с частью своих и частью ее детей и ее помощницами. Помимо подаренного мне многопланового и до конца еще не освоенного опыта воспитательской работы, когда мне было позволено попробовать держать группу, общаться с детьми в новом качестве, нести новую ответственность, должна с отдельной благодарностью отметить возможность поработать с Леной В. и Ирой М. Благодаря им я пережила настоящую поддержку, ощущение, что тебя «носят на руках», когда все вещи в нужное время оказываются в нужном месте, твои импульсы безоговорочно подхватываются и доводятся до сведения всех – внимательных и не очень, и тебе же бережно, без раздражения или превосходства напомнят об особенностях ритма другой группы и принятых здесь правилах, которых я могу не знать.

И рядом  - пример другой. Оставшейся год спустя на время Светиной учебы Ирине пришлось нелегко, когда ее помощницы не признали ее за старшую и действовали каждая на свое усмотрение. Даже принимая к сведению их примерно равный опыт, возраст и т.д., мне (и тем более Ире) кажется, что человек, взявший на себя ответственность за группу, имеет право на поддержку, хотя бы внимание – а для обсуждения как недовольства, так и ценных предложений должно быть специальное время и место.  

Этот важный вывод назревает со временем и в обычной группе, где роли давно распределены. Взаимное проникновение, перераспределение обязанностей и ответственности вызывает необходимость договариваться. Как минимум, хорошо договариваться о распределении обязанностей в течение дня, особенно праздника (каждый человек должен четко знать свою роль и решать это естественно вместе), проговаривать прошедший день, в том числе сразу разбирать неудачные моменты, непонимания. Это – момент возникновения коллегии.

В нашем саду коллегия была всегда. В прошлые годы там бывали и обсуждения ребенка, и просмотр дня и праздников. На моей памяти, когда появились 2 группы и сад как самостоятельная организация столкнулся с новыми административными, хозяйственными и другими проблемами, коллегия стала заниматься больше этими вопросами, чем педагогическими. При этом решали их чаще всего ведущие воспитатели, хотя мы всегда присутствовали – с совещательным голосом.

В этом коду коллегиальная работа у нас происходит в трех формах. Во-первых, общая еженедельная коллегия (в дневное время, длится 1,5 ч). Она решает текущие вопросы: хозяйственные, педагогические (планирование праздников, рассказ о собеседованиях), кадровые (замены на время болезни, учебы, учебные отпуска, участие в конференциях). Здесь же делаются сообщения по материалам прослушанных лекций, рассказы о конференциях. Но общую коллегию может быть вынесен вопрос отношений в группе, если он достаточно серьезных и не решается своими силами. Также мы стараемся делать на коллегии сообщения по теоретическим, идеологическим вопросам (например, рассказы Ирины М. про знаки Зодиака и эвритмические жесты или разговор об ответственности воспитателя). Общие рукоделия, которыми мы планировали систематически заниматься вместе перед коллегией, успеваются не всегда. Обычно коллегия начинается молитвой или изречением (например, из «Календаря души») и заканчивается изречением или стихотворением. Мне кажется очень важным, что коллегию по месяцу ведет каждая из нас (собирает вопросы, составляет повестку дня, следит за регламентом, ведет записи, выбирает изречения для начала и завершения). Это обеспечивает неформальное отношение к коллегии всех участниц, общее равенство (умение провести коллегию не зависит от педагогического опыта), возможность попробовать себя в ответственном деле. Для одних из нас это возможность выразить себя, повлиять на происходящее в саду, для других – в первую очередь шаг в неизвестное, преодоление сомнений в себе, для третьих (старших) – возможность на время снять с себя ответственность за форму и сосредоточиться на содержании.

Раз в месяц проходит субботняя коллегия, когда мы меньше ограничены по времени и можем сосредоточиться на большом вопросе. Это может быть планирование работы по подготовке к школе, описание ребенка (или просмотр группы), просмотр и обсуждение ритма дня. Как ни трудно в выходные оторваться от семейных дел, мы понимаем важность и пользу такой работы и не позволяем себе пренебречь субботней коллегией.

Долгое время для нас проблемой было обсуждать вместе текущие дела группы. Получалось, что ведущий воспитатель сам планирует эпоху, выбирает игры, песни, сказки, сам вынужден принимать и педагогические решения. При этом страдают не только другие коллеги – от отсутствия организованной и защищенной формы, чтобы выразить свое мнение, отношение к происходящему в группе, задать вопрос, внести предложение, что-то обсудить, но и сам ведущий, который может быть перегружен обязанностями и забывает, что их можно разумно перераспределить, поделиться с другими и получить реальную помощь, а заодно новые идеи и свежий взгляд на какие-то вопросы. Чтобы решиться наконец ежедневно собираться на небольшую «коллегию группы» с просмотром дня, обсуждением ближайших планов, настройкой отношения к текущим ситуациям, понадобилась достаточно острая конфликтная ситуация между мной и Наташей… и, похоже, это был совсем не худший результат. Сейчас такие встречи каждый день не проводятся, но осталось обсуждение и совместное планирование по необходимости, а главное, осталась уверенность, что по необходимости мы сможем собраться и вчетвером оперативно обсудить возникший у кого-то из нас вопрос.

***

Многие работу помощником воспринимают как период учебы ступень, как ступень на пути в воспитатели. С первым трудно не согласить: как я попыталась показать, учиться нам приходится на каждом шагу, и не только техническим вещам (умениям). Но воспитателем – тем более в том же саду! – становится далеко не каждый помощник. Даже если человек имеет такое желание и ставит такую задачу перед собой, ему придется преодолевать сложившееся у детей (и коллег) стереотипное представление о себе как лице «подчиненном».  Другое дело, что постепенно круг обязанностей человека, начинавшего помощником достаточно давно, расширяется и перемешивается с воспитательским, и постепенно грань между ними становится не такой четкой, а «расстояние на иерархической лестнице» - ближе. Здесь мы лицом к лицу сталкиваемся с давним важнейшим вопросом: кто такой воспитатель, что им движет, на какие силы он опирается? Не пытаясь ответить на него полностью, предложим лишь некоторые соображения.

Чем отличается воспитатель от других взрослых, имеющих дело с ребенком – родителей, нянь, медиков, психологов, просто знакомых? Конечно, хороший воспитатель любит детей, интересуется их жизнью, внимателен к их проявлениям, умеет с ними обращаться, пользуется их доверием (это может быть у любого хорошего человека). Далее, он имеет и не устает пополнять знания о природе ребенка и глубоких причинах его поведения (как любой профессионал – педагог или психолог или образованный и вдумчивый родитель). Но кроме всего этого воспитатель имеет власть, причем власть не безусловную, данную Богом, как родные ребенка, а делегированную родителями. При этом воспитатель является представителем (педагогической, а в нашем случае шире - мировоззренческой) системы, что представляет еще одну степень несвободы. Такое положение в мире требует от человека высочайшей степени осознанности, доверия к миру (к его Творцу) и настоящей любви к каждому ребенку, которая держится на природном таланте, совокупности жизненного опыта (умение) и систематической духовной практикой (дающей силы и связь с Источником). Каждый решает сам, берет ли он такую ответственность, готов ли он к испытанию властью и хочет ли он пробовать и тренировать себя в этом направлении...

 


Приложение. Из «Энциклопедии вальдорфского юмора», или о чем беседуют помощники на кухне


Чем больше Штайнера читаешь –
Тем интересней умирать

Что такое мюсли - это каша
Каша в консистенции замазки
Э
то незаваренные хлопья из овсянки
С разной полужидкой биомассой.

 

К коллегии

Судьбы прекрасное творенье -
Раскройных фартуков явленье!
Ты их рождаешь из души.
Вкушая с сахаром варенье,
От фонаря, от вдохновенья
Рожденье фартуков сверши!

 Лыжи у печки стоят,
Пятка из шкафа торчит.
Месяц кончается март,
Кто-то за стенкой мычит
Может быть, это осел?
Может быть, это бобер?
Может быть, это родной
Добрый товарищ бубнит


 Благодатная работа
Д
ля ленивого урода:
Утром яблоки нарежь
В
завтрак и обед поешь
Вытирай за всеми лужи
Суп за всеми доедай
Мой кастрюли, сказки слушай
И не думай никогда

 

Все приходится в дому
Гному делать самому
С
ам носок себе зашей
Сам себя лечи от вшей
А не лечатся, заразы,
Так гони метлой взашей
сам пеки себе блины
Огромаднейшей длины
Мажь их сверху чем-то липким -
Джемом али чем иным.
Скучно жить и грустно гному
Н
е пожалуешься дому
Но зато уж взрослый гном
Не ударит в грязь блином.

 

У хмурой Таськи был потоп:
Из чашки пролилось
У
видев это, к ней притопал
Попить водички лось


Поэма «Трапеза»

Тетя Наташа раскладывает кашу.
Василиса веселится. Василиса не любит риса.
Тая ногами болтает.
Федя толкает соседей.
Ваня какао проливает.
Гриша ложку ищет.
Леня ест кашу с рыбкой соленой.
Андрейка падает со скамейки.
А Тасю вообще колбасит.



 


Если ты хочешь стать летописцем и стихотвореньями ум услаждать
Т
о не забудь снять перчатки из латекса - в них неудобно карандаш держать
Мягкие тонкие листы бумаги можешь закапать ты жирными пятнами
И не помогут "Прогресс" или "Бинго" отмыть те художества невероятные
Снявши, ты сесть не забудь поудобнее или ходи, измеряя шагами пространства -
Мысли приходят тогда не такие убогие и регулярности рифмы смиряются непостоянства
Н
о не подумай, что можно при этом глодать бутерброды, печенье и прочие сущие яства
Кофе и чай, даже травный испортят подобия творчества пышные проблески

И ты удачи не жди

Супермен - человек с супом
Радуга возникает на стыке 2 стихий
Волынщик, бородатый, как Пушкин
Гномеопатия

...Вытащила из дома все пуговицы на глаза лошади
 


Приложение. Статья о дворецком – информация к размышлению о достойных образцах, особенно в случаях сложностей с установлением дистанции.

"Хозяин для настоящего дворецкого - жена, подруга, друг и сын. У вас нет никого кроме вашего хозяина", - говорит Айвор Спенсер, владелец самой известной в мире Международной школы дворецких. Слуга, естественно, живет в доме своего хозяина. С семьей, если таковая имеется, он встречается только в свои выходные и обязан явиться по первому зову хозяина...

Тем не менее, по словам многих слуг, график работы не такой уж и обременительный, особенно когда речь идет об американском доме. "Американцы чаще всего смотрят на слугу как на обычного служащего, а потому не беспокоят нас по пустякам, - говорит слуга одного из нью-йоркских финансистов. - Крайне редко случается такое, что мой хозяин поднимает меня среди ночи. Обычный мой рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в восемь вечера". Впрочем, добавляет он, легкий график компенсируется необыкновенной сложностью самой работы.

"Совершенно невозможно представить весь набор обязанностей, которые должен выполнять слуга, - говорит Айвор Спенсер. - Один из моих выпускников в свое время руководил строительством нового дома для своего нанимателя". Хороший дворецкий должен уметь практически все... Впрочем, как и 100 лет назад, главное, что требуется от дворецкого, - умение тактично прислуживать своему хозяину.

До сих пор в школах дворецких учат, как подавать хозяину газету. Утреннюю газету, которую джентльмен читает за завтраком, перед тем, как положить на стол, необходимо прогладить горячим утюгом. Иначе хозяин будет есть тосты не с мармеладом, а с типографской краской. Вечерние газеты, которые хозяин просматривает в своем кабинете, гладить не принято.

Дворецкий должен уметь с тактом выходить из самых невероятных ситуаций. Когда жена хозяина спрашивает слугу о любовных приключениях своего мужа, он должен одновременно и защитить репутацию своего хозяина, и ответить так, чтобы его честность не была подвергнута сомнению, если правда о неверности хозяина когда-либо раскроется. Поэтому, отвечая на вопрос, не изменял ли муж в поездке, дворецкий должен сказать: "Насколько мне известно, нет". На все вопросы посторонних о своем хозяине он обязан отвечать только одной фразой: "Об этом вам лучше поговорить с хозяином, сэр!"

"Предположим, вам нужно вывести из комнаты пьяного и становящегося совершенно непереносимым гостя, - рассказывает Спенсер. - Вы, разумеется, не можете вывести его из-за стола. Зато вы можете вызвать его из комнаты под предлогом того, что его просят к телефону, а затем вежливо, но твердо отказать в праве вернуться в комнату".

Настоящие качества дворецкого, утверждают в один голос все специалисты, проявляются в хозяйской спальне. Как должен поступить хороший слуга, вошедший в хозяйскую спальню, когда хозяин там упражняется в любви? Разумеется, нет и речи о том, чтобы выйти, потихоньку закрыв дверь: возможно, слугу заметили и поспешный выход только усилит смущение хозяина и его партнерши. С другой стороны, необходимо дать возможность парочке принять максимально пристойный вид. А потому необходимо тихо кашлянуть, тихо, но слышимо закрыть дверь и приступить к тому, ради чего слуга и оказался в комнате, - раскрыть шторы, сообщить хозяину о телефонном звонке и т. п.

"Проблем у дворецкого немало, но самая главная - хозяин", - утверждает один из бывших учеников школы Спенсера. Спрос на дворецких высшего класса небывало велик. Британский слуга стал таким же символом респектабельности, как британский автомобиль или дом в Лондоне. При этом большинство новых хозяев просто не знают, как вести себя с дворецкими.

"Американцы смеются, узнав, что прежний герцог Мальборо вызывал дворецкого, когда ему нужно было переключить телеканал. Им дико то, что к дворецкому он обращался только по фамилии, а имя его впервые узнал из некролога в The Times, - говорит один из британских дворецких. - Им и в голову не приходит, что герцог поступал совершенно верно: переключение каналов, конечно, входит в обязанности слуги. А вот имя - самое маловажное, что может быть у дворецкого".

Наиболее престижные школы дворецких помимо прочего обучают и потенциальных хозяев. Американских, арабских или восточноевропейских клиентов учат тому, кто такой дворецкий и как с ним себя вести. В качестве учебных пособий чаще всего используются пьесы Оскара Уайльда и романы Вудхауса.

Первое и главное правило - никогда не сомневаться в лояльности и скромности своего слуги. "Диплом британской школы дворецких - гарантия того, что слуга никогда не сядет за мемуары и не начнет продавать свои воспоминания бульварным газетам, - утверждает Энн Гартер, владелица одной из контор по трудоустройству слуг - Даже если бывший слуга и зарабатывает потом на своей связи с известным человеком, как это случилось с дворецким принцессы Дианы, он никогда не рассказывает о своем работодателе". Поэтому совершенно не стоит пугаться появления дворецкого в спальне.

Еще одно правило, которому учат клиентов, - не обижаться на то, что хорошо выученный дворецкий всегда будет соблюдать дистанцию в отношениях с хозяином. "Мы чувствуем ту грань, которую никогда не переступаем, - говорит один из преподавателей школы Спенсера. - Нам может искренне нравиться наш хозяин, но все свои чувства мы держим при себе. Мы не можем позволить никакой фамильярности. Поэтому дворецких и принято звать только по фамилии. Мы стараемся объяснить иностранцам, что, если начать звать дворецкого по имени, его статус в доме меняется". Иностранцы это понимают. В конце концов, именно ради статуса они и нанимают себе дворецкого.

Вячеслав Белаш,  "Коммерсант-Власть"

 


Приложение. Выдержки из «Санитарных Правил и Норм» в части, непосредственно касающейся наших обязанностей.

Открою Кодекс на любой странице

И не могу – читаю до конца.

В. Высоцкий

7. Санитарное содержание помещений и участка

 

61. Все помещения должны содержаться в образцовом порядке и чистоте. Уборка всех помещений должна проводиться ежедневно обязательно влажным способом при открытых окнах и фрамугах. Полы следует мыть не менее двух раз в день, при этом один раз с обязательным отодвиганием мебели; мебель, радиаторы, подоконники протираются влажной тряпкой; детские шкафчики для одежды - ежедневно протираются и один раз в неделю моются. В комнате для музыкальных и гимнастических занятий уборка должна проводиться после каждого занятия. Влажная уборка помещений проводится с применением моющих средств (мыло, кальцинированная сода, синтетические моющие порошки) при открытых окнах и фрамугах.

 

Генеральная уборка всех помещений должна проводиться ежемесячно и по эпидпоказаниям: мытье полов, осветительной арматуры, окон, дверей, стен с применением моющих и дезинфицирующих средств.

 

В качестве дезинфицирующих средств рекомендуется использовать мало токсичные препараты: 0,5% -1,0% растворы хлорной извести и хлорамина; 0,5% гипохлорит кальция, 3% раствор ниртана, дезинфицирующая композиция хлордезина (0,5%) и сульфохлорантин (0,2%).

 

Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открыты, систематически очищаться от пыли; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха.

 

Очистка шахт вытяжной вентиляции должна проводиться 2 раза в год. Мытье оконных проемов с очисткой стекол с наружной и внутренней стороны должно осуществляться два раза в год (весна и осень).

 

Категорически запрещается проводить побелку стен, потолков, оконных рам и др., текущий и капитальный ремонт при функционировании групповых ячеек.

 

62. Вновь приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в групповые должны мыться в течение 15 мин. проточной водой (температура 37°С) с мылом и затем высушиваться на воздухе... В дальнейшем игрушки ... должны мыться ежедневно в конце дня. Кукольная одежда стирается и проглаживается по мере загрязнения.

 

 

Мягконабивные игрушки ежедневно в конце дня должны дезинфицироваться бактерицидными лампами в течение 30 мин., установленными на расстоянии 25 см от игрушек…

 

63. Все белье должно быть промаркировано. Постельное белье маркируют у ножного края. Необходимо иметь 3 комплекта белья и 2 смены наматрасников.

 

64. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Чистое белье доставляется в мешках и хранится в шкафах. Белье и пеленки после употребления складываются в специальный бак, ведро с крышкой или клеенчатый мешок. В конце дня грязное белье в клеенчатых мешках доставляется в постирочную (или в специальное помещение). Матерчатые мешки сдаются в стирку, клеенчатые - обрабатываются горячим мыльным или содовым раствором. Постельные принадлежности: матрацы, подушки, одеяла, спальные мешки; следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки, периодически выносить на воздух. Раз в год постельные принадлежности должны подвергаться химической чистке.

 

65. Ковры должны ежедневно очищаться пылесосом, периодически выколачиваться и протираться влажной щеткой, а один раз в год подвергаться сухой химической чистке. …

 

66. Полы в туалетных, унитазы моют 2 раза в день проточной горячей водой с применением моющих средств. Для удаления мочекислых солей унитазы следует 2 раза в месяц мыть препаратом: "Санитарный", при его отсутствии 2% раствором соляной кислоты. После указанной обработки унитазы обильно промывают водой...

 

67. Столы в групповых помещениях промываются горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специальной ветошью, которую простирывают, просушивают и в сухом виде хранят в специальной посуде с крышкой. Ежедневно горячей водой с мылом протираются все стулья.

 

При осложнении эпидемиологической ситуации ежедневную уборку всех помещений проводят с применением дезинфицирующих средств (1% раствор хлорамина, 1% раствор осветленной хлорной извести). Столы и стулья промывают 1% раствором хлорной извести, затем горячей водой и вытирают насухо. Игрушки дезинфицируют в 0,5% растворе хлорамина или 0,5% растворе хлорной извести в течение 30 минут, затем промывают и просушивают.

 

68. Сидения на унитазах ежедневно промываются теплой мыльной водой. Горшки после каждого использования моют проточной водой, а при осложнений эпидемиологической обстановки обрабатываются в течение 30 минут 1% раствором хлорамина или 1% раствором (осветленным) хлорной извести...

 

69. У входа в здание следует иметь скребки, решетки, коврики, щетки, в помещении возле входной двери должен лежать влажный коврик. Коврик и решетка каждый раз после утреннего прихода детей или прихода их с прогулки очищаются и моются.

 

70. Уборочный инвентарь для туалета (тряпки, ведра, щетки) должен иметь сигнальную маркировку ярким цветом и храниться в туалетной комнате в специальном шкафу. Весь уборочный инвентарь после использования следует промывать горячей водой с моющими средствами. Дезинфицирующие растворы должны храниться в темной посуде и также как моющие средства, в местах, недоступных детям.

 

 

72. Оборудование участка (столы, скамьи, физкультурное оборудование и др.) должно быть в исправном состоянии и ежедневно протираться. Смена песка в песочных ящиках должна проводиться не реже 1 раза в месяц; на ночь они должны закрываться крышкой. Перед игрой песок слегка увлажняется, периодически перелопачивается; загрязненный песок заменяется свежим. В теплое время года ежемесячно должен проводиться анализ песка на яйца глистов.

 

73. Уборка участка должна проводиться ежедневно: утром за 1-2 часа до прихода детей и по мере загрязнения территории. Мусор и смет должны немедленно убираться в мусоросборники.

 

 

В теплое время года при сухой и жаркой погоде поливку участка следует проводить не менее 2-х раз в день…

8. Воздушный режим

 

76. Для создания благоприятных условий воздушной среды необходимо ежедневно тщательно проветривать все помещения. Наиболее эффективно сквозное и угловое проветривание. Оно должно проводиться только в отсутствие детей: до их прихода, в овремя занятий в зале, во время прогулки. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы и заканчивается за 30 мин. до возвращения детей в групповые.

 

 

Одностороннее проветривание осуществляется в присутствии детей. В теплое время года рекомендуется непрерывная аэрация помещений, в холодное допускается кратковременное снижение температуры воздуха до 18°С для старших и до 19°С для младших дошкольников.

 

77. В помещениях спален сквозное проветривание должно проводиться в отсутствие детей. В холодное время года фрамуги, форточки следует закрывать за 30 мин. до сна детей; открывать во время сна с одной стороны и закрывать за 30 мин, до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) проводится при открытых окнах (избегая сквозняка).

 

Hosted by uCoz