Home




Fast site navigation:


Copyright ©
1996-2006
by TSW
(Nikolas Tuzhilin)

Некоторые советы, которые, возможно, облегчат выживание с ребенком

Последнее обновление: 12.12.1999


Здесь я поселю некоторые идеи, посетившие мою голову самостоятельно или вовремя туда попавшие другими способами, благодаря которым наша с детьми жизнь становилась легче, веселее, содержательнее и т д. Просто то, что запомнилось.

Такая полезная вещь, как рюкзачок-кенгуру, - это не только возможность поехать на автобусе или сходить в поликлинику. Это также реальный шанс погладить или развесить белье, помыть посуду, не лишая детеныша своего общества. В первую очередь это касается совсем маленьких плакс, которым надо еще не смотреть и цапать, а просто быть с мамой. Кстати, если Вы не очень доверяете спинке малыша, уважающее себя кенгуру может быть расположено почти горизонтально (например, если одну застежку расстегнуть).

Зимой можно сэкономить кучу времени на одевание младенца, если вместо миллиона кофточек с пуговичками и других кукольных одежек под зимний комбинезон надеть еще один - осенний (у нас он не объемный, так что влезает...). А если человек еще не ходит, то стоит зашить штанину снизу - и Вы избавитесь также от необходимости приделывать пинеточки или - упаси боже - сапожки (которые на ноге держатся ровно 10 секунд).

Фамильное предание гласит, что мою троюродную тетушку кормили с ложки до самого института. Так вот, можно перестать раньше. Известно, что человек если не в 6, то уж в 8 месяцев держит в руке и пихает в рот корочку хлеба. С тем же успехом это может быть и картошина (яблоко, груша. банан, вареная морковина). И отсутствие зубов не помешает ему сжевать все это. Вот только с кашкой надо помочь. Да,  придется убираться после каждой еды. Зато голове полегчает: и съел человек сколько хотел, и переучивать с обидами потом не придется. Если им позволить, они в год уже ковыряют ложкой (не съедают всю тарелку аккуратненько, а учатся пользоваться!), в полтора справляются с кашей или овощами, а в 2 - способны с переменным успехом доносить до рта жидкость в ложке. Дальше вводим в обиход вилку (если с ней не скакать, она совсем не опасная) - тоже около 2 лет, пусть себе развлекается. А потом со смешанным чувством выясняем, что извините, но курицу я ем ножом и вилкой (правда, смешно? И ведь ест...). Не лишайте граждан законного удовольствия...

Если Вашему ребенку достались фломастеры, то наличие в наборе eraser'а (белый фломастер, впитывающий чернила) даст шанс Вашим обоям на реанимацию в случае чего. Также для ликвидации последствий аварии подойдут спиртсодержащие жидкости (одеколон, настойка календулы...) - они фломастер растворяют. Из одежды и мягкой мебели фломастер не выводится. Гораздо безопаснее для окружающей среды применение карандашей, особенно простых (стираются ластиком) и восковых мелков (соскребаются когтем). Главнейшей мерой профилактики является неусыпный надзор за рисующим (лепящим, клеящим) объектом. Также неплохо в доступных местах иметь поверхность, пригодную для рисования - лист ватмана, дешевых бумажных обоев. Если все же проблема возникла, следует действовать следующим образом:

  • немедленно прекратить поражающее воздействие,
  • приступить к ликвидации последствий аварии, пока оно еще свеженькое (особенно важно в случае с красками),
  • провести психологическую разгрузку для жаждущего мести родителя. Чуть-чуть подумайте, и Ваш взгляд на ситуацию может измениться. Человек плясал и в экстазе размахивал фломастером. Или делал маникюр, педикюр и татуировку (конечно, в колготах...). Ничего криминального ведь в этом нет?
  • моя тетя  ухитрялась мастерски закрашивать следы ручки на обоях - видимо, гуашью. Так что если не все оттерлось, не теряйте надежды....

Вам приходится ездить с ребенком в метро? Как выяснилось, при некоторых условиях дорога ребенку не в тягость. Если малыш дремлет в рюкзачке, то ходячий ребенок требует определенных усилий. Главное - сосредоточиться на нем и абстрагироваться от вредных чужих тетей ("Куда ж ты лялечку в метро тащишь?", "У него ушко голое", "На тебе конфетку", "Почему это он валяется?"). Что Вы сами можете ему позволить? Например, в полупустом вагоне можно пересаживаться с места на место или прилечь отдохнуть? Или громко кричать поезду "Стоять!" Надолго займет товарища что-нибудь долгожующееся (хит сезона - бумажный стаканчик мороженого с палочкой для вычерпывания - полчаса тишины и покоя, и грязные руки не помеха, он ведь не руками ест). Бабушка как-то поила Вальку с куклой водой из крышечки от бутылки - от "Пролетарской" до "Щукинской" выпилось всего 100 грамм. Из непищевых развлечений отметим, во-первых, книжки - это всем известно, главное запастись. У нас с Валюхой на ура шла пальчиковая гимнастика ("Пальчик-мальчик, где ты был?", "Сорока-белобока"). А хитом сезона стала незамысловатая игра в 2 медведей: "Сидели 2 медведя На тоненьком суку, Один читал газету, Другой мешал муку. Раз ку-ку, два ку-ку, Оба шлепнулись в муку." При этом все надо показывать: как газету листают, как мешают муку... Ну и бухнуться в конце. А потом еще возникла игра в "Выходить". Сидит ребенок и кричит: "Выходить!" А я ей: "Нет, это еще только "Улица 1905 года". Если тут выйти, можно попасть в баню, а не на занятия." Дальше следует рассказ про баню. Баррикадная - зоопарк, Китай-город - мамин институт или история застройки Москвы, Таганская - Высоцкий (помнишь, мы дядю слушали....). Проблемы только с Полежаевской. Там мы рассказываем о моем однокласснике, который здесь жил (лазил по горам и изучал математику) и кирпичных домах сталинской постройки, которых у нас в районе нет....

Как отучить малыша сосать пальчик? Самая главная и самая трудная задача - это перестать переживать по этому поводу. Перестать, наконец, делать ребенку абсолютно бесполезные замечания. Мы же знаем, что сосание пальца - признак внутреннего неблагополучия, тревоги, незащищенности. От этого наши "А ну прекрати!" точно не помогут. Причем придется не только смирять свои порывы, но и взять на себя защиту малыша от всяких бестактных замечаний незнакомых тетушек в автобусе и других доброжелателей. Спасти нас может только чувство юмора. Наша спокойная бабушка однажды везла трехлетнюю Валю домой из гостей не только с пальцем во рту, но и завернутую в одеяло и всем гордо объясняла: "Мы играем в маленькую!". Действительно, ребенку сейчас хочется побыть маленьким, и хорошо, если мы сможем его поддержать: уделить побольше внимания, может и понянчить на руках, или покатать в коляске, или покормить с ложки. Только пусть это будет игра, а не наказание: "Раз ты такая маленькая, то и лежи себе в коляске". И вот теперь, когда ребенок убедился в нашем принятии и готовности помочь, можно ему осторожно намекнуть, что когда он будет большой, то пальчик сосать не будет. То есть когда ему больше не захочется быть маленьким, эта привычка больше не понадобится. У Валюшки палец долго еще оставался средством засыпания. Когда она попросила оставить ее в любимом садике спать днем, я сказала: "Это разрешают большим деткам". Через неделю я заметила, что она засыпает без пальца во рту.

Как прививать ребенку навыки самостоятельности? Маленький ребенок готов осваивать любое дело, которым мы занимаемся у него на глазах. Наша задача - обеспечить ему возможность удовлетворять эту потребность в подражании, учитывая его возможности и ограничения окружающего мира. Тогда и прививать ничего не придется. Боря еще не может сказать это словами, но всем своим видом показывает: он очень хочет мыть посуду. В полтора года это занятие - источник неподдельной радости: вода льется! Убираем стаканы, тарелки, кладем в раковину кастрюли, половник, кружки. И человек работает. Опыт показывает, что и чашки с банками обычно не бьются. А мама за эти полчаса столько успеет переделать, что вытереть большую лужу и переодеть радостного маленького помощника будет только приятно. Кстати, вытирать лужи Боря тоже любит. А его трехлетняя сестрица уже чувствует себя хозяйкой. Она может положить в воду вареники, замесить тесто для блинов, слепить котлеты, налить себе воды из чайника или сок из пакета, покормить кота, накрыть на стол, убрать игрушки или обувь, сама одеться, дать деньги в магазине и забрать покупку (мамина задача - деньги отсчитать, отобрать у ребенка сдачу и сказать "спасибо" продавцу). А также доходчиво объяснить брату или коту, как следует себя вести. Постепенно добавляются все новые такие "мелочи", которые помогают ребенку осваивать внешний мир. -Мама, я хочу сама гладить! (-Нет! А почему, собственно? Обожжется, что-нибудь сожжет и расплавит?) -Смотри, утюг берут только за ручку. Ставят только сюда. Вот тебе маечки, платочки, работай. И человек работает и страшно горд собой. Поглажено не идеально, но жертв и разрушений нет. Ну не маме же маечки гладить, в самом деле?


Назад

Hosted by uCoz